Как только в семье появляется ребенок, мама задумывается, как и когда начинать прикорм. Она выслушивает наставления бабушек, досужих подруг с богатым личным опытом, участкового педиатра, изучает статьи на просторах Сети…
Зачастую поиски не дают точного ответа на ее вопросы, поскольку мнений существует множество. К тому же, сегодня мамочка в своих поисках чаще всего узнает, что существует два вида прикорма: педагогический и педиатрический.
О первом подробнее сможете прочесть в этой статье, а сегодня давайте разберем педиатрический прикорм, его суть, плюсы, минусы.
Суть педиатрического метода
Итак, педиатрический прикорм: что это?
А это – привычный большинству мам и бабушек вид прикорма, при котором малыша постепенно (примерно к году) полностью переводят за общий стол, заменяя новыми продуктами грудное молоко или адаптированную смесь.
Мамы десятилетиями переводили своих деток на взрослую пищу педиатрическим способом, даже не задумываясь, подходит ли он конкретному крохе, учитывает ли его индивидуальные потребности.
Знайте! Изначально педиатрическую систему придумали для деток на искусственном вскармливании.
- Несколько десятилетий назад смеси были не такими совершенными, как сегодня, они не могли полностью обеспечивать потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах (да и самые «продвинутые» современные смеси этого не могут);
- И задачей педиатров было как можно скорее перевести малыша на пищу, которая сможет это обеспечить.
Но! Грудное молоко – научно признанный незаменимый для малыша продукт питания!
Мамино молоко может оставаться основным (если не единственным) источником необходимых веществ до 6-ти месяцев, в редких случаях бывает, что ребенок и до года питается только грудным молоком.
Но это не является нормой, поскольку пропускаются важные этапы прикорма (читайте статью Признаки готовности к прикорму>>>), поэтому смысла в обязательном педиатрическом прикорме при ГВ – нет.
Удивлены?
Конечно, ведь мы привыкли, что ребенок в годик обязательно должен кушать кашки, овощи, фрукты, мясо и кефирчики, уметь пережевывать твердую пищу
- иначе пострадают зубки, прикус, не растянется подъязычная уздечка, необходимая для развития речи, не будет правильно формироваться микрофлора ЖКТ.
Мы готовим малышу супчики-кашки-пюрешки (или покупаем баночное питание), а затем снова переучиваем его – уже с этих пюрешек на пищу с общего стола.
При этом продукты в рацион малыша вводятся в строгой последовательности, которую рекомендовал педиатр, в строгих дозировках, в установленные им сроки (читайте также статью Таблица прикорма ВОЗ>>>).
Довольно быстро растут порции новых продуктов, пропорционально уменьшается количество молока (или смеси) в рационе грудничка.
Педиатрический или педагогический?
Схем педиатрического прикорма существует множество (чуть ли не у каждого уважающего себя педиатра собственная), а единой-то и нет.
- У одних педиатрическая схема начинается с фруктов;
- У других – с овощей;
- У третьих – с каш.
Да и единого мнения о времени ввода педиатрического прикорма у докторов сегодня нет. Называют 3, 5, 6, месяцев…
Помните! Так что, как и когда вводить педиатрический прикорм, точного ответа нет. У каждого доктора он свой.
Да, противоречий в педиатрической системе много. Поэтому сегодня все большую популярность обретает система педагогического (естественного) прикорма.
Деток до года не зря называют грудничками. Педагогическая система учитывает этот факт.
- Основная ее суть – лишь познакомить ребенка с новой пищей, отщипывая микропорции тех продуктов, которыми заинтересовался сам карапуз (поверьте, природа сама подскажет ему, что когда стоит попробовать);
- Так что основной пищей для ребенка останется молоко или смесь (читайте важную статью До скольки кормить ребенка грудью?>>>);
- Правда, при таком способе нужно обязательно брать малыша с собой за стол, чтобы ему было, чем интересоваться, позволять ему самостоятельно хватать и тянуть пищу в ротик (а это значит, о порядке можно забыть).
Чем плох педиатрический прикорм?
Минусов у педиатрической системы множество:
- Не учитываются индивидуальные особенности ребенка (читайте статью Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>);
- Пищу малышу необходимо готовить отдельно, а это – отдельная посуда, лишнее время;
- Дети зачастую отказываются от предлагаемой пищи, поскольку конкретный организм в данное время не хочет или не любит какой-то продукт;
- Малыши испытывают пищевое насилие, когда всем без разбора полагается съедать столько-то граммов такой-то пищи в такое-то время;
- Педиатрический прикорм не формирует у ребенка правильного пищевого поведения, а также правил поведения за столом, поскольку его кормят отдельно от остальных членов семьи (важная статья: Как правильно кормить ребенка>>>);
- Малышей труднее научить жевать и глотать, т.к. при таком прикорме им сначала предлагают жидкое пюре (смотрите статью Как научить ребенка жевать?>>>);
- У детей часто пропадает аппетит (их кормят не по желанию, а по часам);
- Страдает грудное вскармливание, поскольку его фактически прекращают в районе годика.
Из плюсов – разве что порядок на кухне.
Педагогический же прикорм, наоборот, подстраивается под потребности ребенка и помогает ему и родителям:
- Формирует правильное пищевое поведение;
- Грудное молоко может оставаться основным продуктом длительное время;
- Маме не нужно уговаривать и пытаться перехитрить ребенка, чтобы он съел «положенное»;
- Малыш пробует те продукты, которые привык получать через мамино молочко, поэтому самой маме нужно кушать здоровую пищу;
- Ребенок сразу учится жевать, глотать, брать пищу самостоятельно;
- Он учится есть пищу разной консистенции;
- У малыша формируется пищевой интерес за общим столом, поэтому проблем с отказом от пищи или отсутствием аппетита практически не бывает;
А если все же проблемы возникают, всегда можно обратиться к курсу по питанию ребенка, из которого вы узнаете, как вернуть пищевой интерес и научить малыша кушать с аппетитом: Едим с удовольствием>>>
- Мама экономит время на отдельную готовку и кормление крохи.
Подробнее о том, как использовать все плюсы педагогического прикорма и при этом соблюсти последовательность введения продуктов и сохранить здоровье ребенку, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>
Если остались вопросы по типам прикорма – задавайте в комментариях! Отвечу!
Читайте также:
Автор: Людмила Шарова
Подпишитесь и получите запись семинара о пяти главных ошибках прикорма.
Введите свой email и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»
*- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.
Добрый день! моей дочке 5 месяцев, с рождения на смешанном вскармливании, причем грудное молоко не через грудь, а сцеженное (я в возрасте, молока было не очень много, плюс дочь ооочень плохо и мало ела, потеряла в весе много и врачи терзали меня, чтобы кормила, кормила, кормила смесью – так что, хоть молоко и есть, не очень много, но ребенок грудь как источник еды не рассматривает). Кормлю по часам: грудное молоко, докармливаю смесью. Или одной смесью, по ситуации.
Теперь вопрос о прикорме: с чего начинать? у дочери я вный интерес к пище из моей тарелки, но, по советам окружающих, начала с кабачка и вижу, что ребенок может съесть максимум 1 ст.л.
Не понимаю, от чего отталкиваться, куда двигаться.. Пишете, пищу давать со стола – но она же соленая(или сладкая, или с маслом).. Подскажите, пожалуйста, как быть?
Алена, на ваши вопросы в комментарии не ответить.
Вы можете начать с вводного вебинара по введению прикорма
https://uroki4mam.ru/spf-prikorm
либо посмотреть полный курс Азбука прикорма, где подробно рассказываю с чего и как начинать, сколько может съесть ребенок, как учить жевать и т.д.
https://uroki4mam.ru/courses/prikorm
Здравствуйте! Начали прикорм в 5 месяцев с кабачка, едим его 4 дня. Так нам рекомендовал педиатр. Вы пишите, что с 6 месяцев нужно было. Я сама боялась, что рано, говорили вообще с 4.5. Подскажите, пожалуйста, лучше прекратить криком или так и продолжать теперь уже?
Можно спокойно отменить прикорм и начать по признакам готовности ближе к 6, а то и в 6+ месяцев.
Ребенок будет готов, будет сам просить есть и это всегда более эффективно, чем кормить насильно.
пока время есть, посмотрите мой вводный вебинар по ошибкам прикорма, чтобы их не совершать https://uroki4mam.ru/spf-prikorm
Здравствуйте. Малышу почти пять месяцев. Полностью на ГВ. Задумываемся сейчас о прикорме, что и как лучше вводить. Подскажите, с чего лучше начать если стул у ребенка жидкий (с самого начала такой). С каш? (если да, то лучше самим готовить и измельчать или покупать) Или все же с кабачка?
У ребенка на грудном вскармливании ВСЕГДА жидкий стул. это норма.
Посмотрите вводный вебинар по прикорму https://uroki4mam.ru/spf-prikorm
Прикорм начинается в 6 мес.
Здравствуйте Людмила, с огромным удовольствием смотрю и читаю вас) у нас такая проблема: прикорм ввели с 6 месяцев с монокомпонентного овощного пюре и далее как положенно. Но всегда мало, без особого энтузиазма, если продукт нравился (а это только баночное питание), то вёл себя более менее сносно – давал себя кормить. Сейчас нам 11 месяцев, примерно месяц начались проблемы – прикорм едим с трудом: причём я вижу что он голодный, но он всеми силами и крутится и выбивает ложку, я стала давать ему постоянно разные небольшие предметы, чтоб отвлечь (это может быть и вторая ложка, крышка от баночки и т.п.), когда у него в руках они, он не выбивает еду, он их грызёт/сосет и параллельно я кормлю его ложкой, только так могу хоть как то накормить… давала ложку и милочку с едой для самостоятельного использования, но он просто недолго держит ложку и опрокидывает миску. Я не знаю, это временно, или продукты не нравятся или в чем в принципе дело?
Анна, дело в принципе в том что изначально было неверное введение прикорма. Все без учета интереса ребенка, накармливание, давление, пищевое насилие, нет учета самостоятельности ребенка…
Нужно заниматься корректировкой. Смотрите курс Едим с удовольствием,
хотя можно было ведь и сразу все сделать верно, если вы уже давно смотрите и читаете меня. А сейчас побольше сил придется приложить. Но хорошо, что пока еще все поправимо. Чем старше – тем сложнее.
Здравствуйте!столкнулись с проблемой прикорма.хотелось бы конечно все сделать правильно и не навредить ребёнку!дочке 7месяцев,проявляет интерес к еде уже месяцев с 5,настойчиво лезет к нам на стол,в рот за едой.но свой прикорм есть категорически отказывается.сначала ее заинтересовало,но через некоторое время интерес пропал.но вот хлебушка утреня украсть или рисинку очень даже хочется.банан будет но если я от него отщипну кусочек и дам,но если буду давать его с ложки,то просто сомкнёт рот и не станет есть.уже пытается жевать сама.но дело в том,что боюсь молока ей уже так не хватает как раньше,чаще прикладывается к груди,а педагогическим прикормом ее особо не накормить,ест понемногу,даже одно кормление заменить не удаётся,съест граммов 40,а дальше грудь.уже кучу продуктов перепробовала,ничего не хочет.пюре не ест,твёрдую пищу нельзя.что делать?
смотреть курс Азбука прикорма и формировать адекватные ожидания по поводу питания ребенка.
Сейчас никто не заменяет прикормом кормления. ребенок САМ по мере увеличения порций прикорма реже просит грудь. Все идет естественно и без насилия.
Здравствуйте, Людмила.
Сыну 10 месяцев, пока только 2 зуба. Мы на педиатрическом прикорме.
Аппетит есть, кушает хорошо, но только если кормит мама с ложки. Сам брать ложку/вилку отказывается, руками еду размазывает, а сам в ротик еду не берет, капризничает, требуя помощи. С жеванием тоже проблема, как-то раз сильно подавился яблоком, теперь твёрдую еду только мусолит, не пытается кусать, хотя игрушки жуёт, т.к. режутся верхние резцы.
Подскажите, как мне научить карапуза жевать, или в каком из ваших курсов я смогу найти решение наших проблем?
Здравствуйте!
Вам подойдет курс Азбука прикорма. в нем решаются вопросы освоения столовых приборов + навыки жевания и глотания