Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

///Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

семья кушает за столом

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  1. Педиатрический прикорм;
  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  1. Педагогический прикорм;
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

Читайте также:

мама вводит прикорм грудничку

Подпишитесь и получите запись семинара о пяти главных ошибках прикорма.

Введите свой email и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

*- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.

Узнайте о продуктах в прикорме:

11 комментариев

  1. Динара 12.05.2018 в 08:57 - Ответить

    И еще один момент. Сейчас май, своих овощей (кроме прошлогодней картошки) на грядке естественно пока нет. А покупать магазинные для малыша как-то боязно. Неужели остаются только баночные пюрешки из магазина? А как же тогда кусочки? И что Вы думаете о начале прикорма по Комаровскому с кисломолочных (кефир и дет. творожок)?

  2. Динара 12.05.2018 в 08:37 - Ответить

    ДОбрый день! ПОдсажите пожалуйста, можно ли уже задуматься о прикорме. Ребенку 5.5 месяцев будет 15 мая. Уже вылезло 2 зуба Вроде бы рано еще давать прикорм. Однако, когда с ложечки даю воду (в конце 4х месяцев он по-настоящему оценил воду) ребенок прям прыгает от счастья, машет руками, глазки загораются как звездочки едва я начинаю подносить ему ложечку с водой. Пьет с жадностью. Пищевой интерес уже появился, чуть не стащил у меня макорону с тарелку и едва не перевернул тарелку с окрошкой на себя ), когда я обедала с ним на руках. Когда едим за столом, пуская слюни провожает каждую ложку от тарелки до рта. Аж неудобно становится — мы едим, а он смотрит на нас голодными глазами. Сынишка на чисто грудном вскармливании, вес набирает хорошо, даже чуть-чуть перебираем каждый месяц на 100-200 гр.

    • Людмила Шарова 13.05.2018 в 10:25 - Ответить

      Средний возраст начала прикорма от 5.5 до 6.5 месяцев.
      Если есть и еще признаки готовности, то можно начинать.
      Чем кормить — дело сугубо вашей семьи. В курсе Азбука прикорма разбираем плюсы и минусы разных вариантов.
      Я вижу хорошие результаты у мам проходящих курс, успешно совмещающих пюре и кусочки, либо сразу выбирающих схему естественного прикорма.

      Сейчас уже май, продукты в магазинах вполне нормальны. Кабачки молоденькие, капустка…есть выбор.

      Прикорм Комаровского мне не нравится, я его ни с одним из детей не применяла.

      • Динара 13.05.2018 в 10:33 - Ответить

        Овощи в магазине-то есть, только на каких нитратах они выращены. Вот это страшно сразу грудничку давать. А производители дет. питания вроде дают гарантию, что овощи для малышей выращиваются максимально безвредно. А вот возможность сразу приучать к кусочкам и не заморачиваться с отдельной готовкой для малыша — это конечно очень интересно. Есть ли у Вас варианты оплаты в рассрочку?

        • Людмила Шарова 13.05.2018 в 17:32 - Ответить

          Рассрочка технически сложнореализуема, поэтому ее нет :-(

          Можете первый месяц побыть на баночках, затем переходить на микс, затем уходить на натуралку :-)
          Это не настолько принципиальный момент, в отличие от учета возрастных особенностей: когда кусочки, когда порции увеличивать, когда ложку дать, в стул отсадить и т.д.

          Содержание прикорма на первых порах столь мало, что бояться нитратов…ну как-бы помягче сказать…на улице с оживленным движением гораздо больше за прогулку можно получить вреда.

  3. Татьяна 03.02.2018 в 11:05 - Ответить

    Людмила, а вот сколько ребёнку уже желательно кушать приборами?
    Доче 1,2 года но до сих пор любит кушать кусочки руками, при этом может пытаться наколоть их вилкой, но если не получается, кладёт на стол и кушает руками. Исключение — это йогурт и каша- здесь орудует ложкой хорошо).
    И ещё вопрос (не связанный с нами, но очень меня интересующий): знакомлюсь с мамочками деток после года и почти каждая говорит что очень хотела долго кормить грудью, но ребёнок отказывался от груди… у кого в 9 месяцев, у кого в год. С чем это связано? Неверно введён прикорм или же сам ребёнок вдруг может решить не сосать мамину сисю? Я грудью хочу кормить до 2-3 лет, и очень не хочу чтобы и у меня ребёнок вдруг отказался от сиси.

    • Людмила Шарова 03.02.2018 в 19:07 - Ответить

      может и до 1,5 лет кушать руками то, что удобно есть руками. главное чтобы был прогресс. все чаще ест ложкой и приборами.
      2. это отказ о груди, из-за нарушения привязанности. тут нужно искать как исправить ситуацию, а они радуются…

  4. Анастастя 04.12.2017 в 23:51 - Ответить

    Ребенку 6 месяцев, зубов еще нет, случайно стащил со стола печеньку, мы и не заметили (конечно, это минус нам, родителям). Но он ее размусолил до консистенции кашицы, и был безмерно доволен. С тех пор все пробует. Спасибо за ваш труд!!!

  5. Ольга 07.11.2017 в 10:14 - Ответить

    А что ,если у ребенка только один зуб?? Как он не давясь будет жевать? Нам 9 месяцев

    • Людмила Шарова 07.11.2017 в 11:33 - Ответить

      Прекрасно будет жевать.
      есть определенные правила, как давать кусочки и учить жевать.
      Просто если этот навык не отработать с период с 7 до 9-10 месяцев, то часто встречаются отклонения, когда ребенок может есть лишь пюреобразную пищу.
      Как этого избежать в Азбуке прикорма разбираем http://uroki4mam.ru/courses/prikorm

Оставить комментарий