Здравствуйте!
Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы – как объяснить ребёнку, что нельзя?
Вы говорите: “Нельзя!”, а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!
Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.
Итак – начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.
Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное – мы конечно же ему запрещаем.
За сутки, если посчитать, то очень часто количество запретов просто зашкаливает, и таким образом мы с вами не произвольно провоцируем ребёнка на капризы, на истерики, на агрессивное поведение.
Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо – таких навыков у него пока нет.
И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.
И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.
Как ребёнок реагирует на слово “нельзя”?
У каждого малыша уровень переживания будет разный:
- кто-то очень внимательно посмотрит на маму ,
- другой ребёнок может пустить слезу,
- третий может начать капризничать и кричать: “дай, дай, дай” ,
- а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.
Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?
1. Следите за словами.
Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово “нельзя”.
Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали “нельзя”, то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.
Но ситуация чаще всего обратная, почему?
Потому что “нельзя” произносится очень часто, и это слово теряет свое изначальное значение.
Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: “Ваня, нельзя, Ваня, нельзя” и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово. Об этом я также рассказываю в статье Ребенок не понимает слово «нельзя»>>>
Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?
Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.
2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.
Например:
- нельзя совать палец в розетку,
- нельзя трогать горячее,
- нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.
И так далее, я думаю что суть понятна. Читайте полезные статьи про организацию безопасного пространства для ребенка дома, а также про безопасность ребенка на улице>>>
3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!
- Не трогай,
- положи на место,
- будь осторожен,
- это легко бьётся,
- это мамино,
- это чужое и так далее.
Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так – “Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши”.
Как правильно формулировать просьбы, чтобы они выполнялись с первого раза, а также о том как повысить свой материнский авторитет и распрощаться с детскими капризами смотрите в подробном курсе Мама — главная!>>>
Обратите внимание на последнее правило.
4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.
В вышеприведённом примере про сумку – если не играть с сумкой, то чем можно играть?
Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: “Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно”.
Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.
Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.
Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.
Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.
Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:
Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?
В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения?
Читайте также:
- Ребенок не слушается на улице убегает капризничает
- Почему ребенок не слушается
- Как заставить ребенка слушаться
Автор: Людмила Шарова
Прямо сейчас получите пошаговые видеоуроки о том, как избавиться от детских капризов и истерик!
Введите свой email в форму и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»
*- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.
Хорошая статья, Людмила. С маленькой годовасичкой уже как раз так и поступаю. Информацию эту узнала не так давно из ваших вебинаров, успешно применяю, все получается! Проблема со старшим, уму 5 лет, воспитывался совсем по другому, запущено все сильно… Хотелось бы почитать от Вас статьи по этой теме с детками более старшего возраста.
Оля, пишите конкретные вопросы, описывайте ситуации – буду стараться писать и на темы детской психологии более старших деток.
Моему сыну 2,4 года. К сожалению, не один из советов в нашем случае не действует. Говорю нельзя только в опасных для жизни случаях (выбегать на дорогу и т.д.). Раньше такого не было, сейчас почти каждый день пытается выбежать на дорогу (говорю, что можно только с мамой, объясняю последствия. сын либо смеется и опять начинает выбегать либо никак не реагирует). В других случаях (неопасных для жизни) объясняю и предлагаю другой вариант (например, на шведской стенке давай спустимся на ступеньку ниже, я тебя не удержу. тоже никак не реагирует и т.д.). не знаю даже, что и пробовать.
Нормальные проявления кризиса взросления – “Я-сам!” в полном разгаре! Пробуйте в других ситуациях предоставлять возможность проявлять свою волю, а в важных – настаивать на своем.
У меня двое, сколько не билась – не смогла отучить трогать технику, вечно то к чайнику, то к мультиварке тянутся ручонки, отвернешься только( Уже поставила с защитой от детей – чайник и мультиварку, они с удаленным управлением, теперь как включают я сразу либо слышу, либо на телефоне оповещение приходит. Жаль что плиты такой не бывает, это тоже у нас интерес номер один!
Хочу дополнить, еще очень важно чтобы мама отвечала за свои слова. Нельзя значит нельзя. Совсем маленьких детей нужно физически исключать из ситуации, сразу уносить или убирать предмет запрета, если возможно. Со старшими, если не слушается слов, делать то же самое. То есть, мама должна каждый раз убедиться, что недозволенное действие остановлено. Иначе, когда постоянно говорится нельзя и при этом ребенок продолжает делать недозволенное, и никто его не останавливает, слова и авторитет мамы превращаются в пустой звук.
Спасибо за статью большое! Мы тоже стараемся говорить слово нельзя в опасных для жизни сыночка ситуациях,но порой это не работает..с кусанием тоже сложности-на просьбу перестать раззадоривается ещё сильнее и продолжает новые попытки..
Спасибо за статью.теперь понимаю что мои порывы правильны.у нас ещё проблема-сыну 2года 10 месяцеви он часто меня бьёт. Даже если его отругал за что-то папа,он может подойти и стукнуть меня.я стала говорить,что у нас маму не бьют.случаев стало меньше, но все равно имеют место быть.особенно если я вдруг пугаюсь хоть немного на замах.а очень скоро у нас появится второй сынишка и как отреагирует старший страшно даже подумать.и что ему говорить.ведь “нельзя” будет постоянно. Нельзя и в кроватку лазить и много чего ещё касательно новорожденного. Ведь это будет вызывать и ревность и как следствие агрессию…как поступать,что делать,что говорить?? Подскажите пожалуйста
Людмила,
а как бы вы порекомендовали поступить в следующей ситуации. Мы живем в однокомнатной, так как малыш маленький и папе на каждый день нужны белые рубашки, приходится держать гладильную доску открытой. Сыну 8 мес, активно ползает по всей комнате, и очень пригляделся утюг, а на днях ошпарился, бедненький, не успела его уберечь. Думала будет бояться, но сегодня он снова полез к утюгу, я его ругаю, мол, нельзя, видишь вава на ладошке, а он смеется, и снова хочет дотронуться, та же ситуацию с чайником показываю горячо, уф больно маме, а он тоже хочет дотронуться.
Спасибо за материал, как всегда полезно!
У нас тоже есть с этим словом непонятки. Я стараюсь вообще его не употреблять, но иногда все же проскальзывает:) Обозначаю словом ОПАСНО, то что действительно нельзя и опасно. С “нельзя” сложность еще в том, что не только мы, мамы, его используем не так, но и все окружающие особенно более старше поколение не стесняется говорить “нельзя” даже в самых обычных ситуациях. И возникает опять эффект обнуления значимости слова. Как с этим быть не понятно.
Мы запрещаем трогать утюг, один шкафчик на кухне, горячую плиту, чужие вещи без разрешения. Сыну 1г8м. В таких ввжных вопросах запрет работает, а вот по бытовым “не выливай”, “кушай на кухне” хуже работает. Вообще я заметила, что формулировкв с НЕ плохо
воспринимается, но совсем ее не использовать невозможно, на мой взгляд.
Да, Людмила, полностью с Вами согласна. Моему сыну 1 г 10 мес. На “нельзя” он реагирует очень четко, что меня радует. Считаю, что главное, почему мне удалось этого дорсичь – это минимизация этих самых “нельзя” и подобных строгих запретов. По моему опыту, до года это вообще лишнее в общении с ребенком – он слишком любознателен, наивен и неразумен (в том смысле, что мир воспринимает ощущениями, а не разумом). Запрещая ему что-то – просто подавляешь малыша. После года потихоньку можно знакомить со словом “нельзя”, но только в крайних случаях, чтобы ребенок был знаком со строгим словом и в случае необходимости смог бы на него отреагировать. А так общение строить на разъяснениях и предложениях альтернативы. Правда, как мне кажется, это требует от родителя большего терпения, предусмотрительности и меньшей лености. Ведь иногда так трудно себя сдержать, когда ребенок переворачивает цветочный горшок, пробует землю, раскручивает рулон туалетной бумаги, ломает растение на грядке, насыпает землю в лейку, разливает ведро воды на кухне, пачкает чистую одежду, разбивает кружку и т.д. Чаще всего родителю проще накричать на ребенка, запретив делать что-то, чем лишний раз убрать, подмести, помыть, переодеть, постирать… А если еще мама нервничает или переживает из-за чего-то, то сдержаться в таких ситуациях еще сложнее. Поэтому родителям, особенно мамам, надо набраться побольше терпения и все-таки стараться сдерживать себя. Это окупиться сторицей, облегчая последующее воспитание ребенка.
Спасибо, Людмила, за статью. Я полностью согласна и еще с рождения сына старалась именно такие слова-заменители применять. Очень рекомендую применять слово “опасно”. Даже, когда руки тянутся к розетке. Сейчас Севе 1,5 года и интереса к розеткам, например, поубавилось. “Нельзя” очень редко говорю, когда например, “нельзя играть на железной дороге”, “нельзя идти без мамы по дороге, где машины” и т.д. На запреты Сева смотрит выжидающе, еще раз проверяет. Главное тут не кричать и спокойно отводить ребенка от запретного места.