Здравствуйте!
Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы – как объяснить ребёнку, что нельзя?
Вы говорите: “Нельзя!”, а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!
Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.
Итак – начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.
Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное – мы конечно же ему запрещаем.
За сутки, если посчитать, то очень часто количество запретов просто зашкаливает, и таким образом мы с вами не произвольно провоцируем ребёнка на капризы, на истерики, на агрессивное поведение.
Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо – таких навыков у него пока нет.
И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.
И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.
Как ребёнок реагирует на слово “нельзя”?
У каждого малыша уровень переживания будет разный:
- кто-то очень внимательно посмотрит на маму ,
- другой ребёнок может пустить слезу,
- третий может начать капризничать и кричать: “дай, дай, дай” ,
- а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.
Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?
1. Следите за словами.
Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово “нельзя”.
Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали “нельзя”, то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.
Но ситуация чаще всего обратная, почему?
Потому что “нельзя” произносится очень часто, и это слово теряет свое изначальное значение.
Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: “Ваня, нельзя, Ваня, нельзя” и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово. Об этом я также рассказываю в статье Ребенок не понимает слово «нельзя»>>>
Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?
Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.
2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.
Например:
- нельзя совать палец в розетку,
- нельзя трогать горячее,
- нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.
И так далее, я думаю что суть понятна. Читайте полезные статьи про организацию безопасного пространства для ребенка дома, а также про безопасность ребенка на улице>>>
3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!
- Не трогай,
- положи на место,
- будь осторожен,
- это легко бьётся,
- это мамино,
- это чужое и так далее.
Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так – “Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши”.
Как правильно формулировать просьбы, чтобы они выполнялись с первого раза, а также о том как повысить свой материнский авторитет и распрощаться с детскими капризами смотрите в подробном курсе Мама — главная!>>>
Обратите внимание на последнее правило.
4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.
В вышеприведённом примере про сумку – если не играть с сумкой, то чем можно играть?
Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: “Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно”.
Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.
Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.
Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.
Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.
Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:
Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?
В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения?
Читайте также:
- Ребенок не слушается на улице убегает капризничает
- Почему ребенок не слушается
- Как заставить ребенка слушаться
Автор: Людмила Шарова
Прямо сейчас получите пошаговые видеоуроки о том, как избавиться от детских капризов и истерик!
Введите свой email в форму и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»
*- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.
Помогите справится с проблемой, в садике с трех лет начал кидаться игрушками, тапками,а на улице песком камнями, что только не делали обьясняли и наказывали(ставили в угол, получал по попе, не ходил на улицу, не играл в любимую игрушку),дети давали отпор в него тоже летели и игрушки и тапки и камни, все бесполезно, говорит что все понял и при первом негативе в его сторону(например дети не захотели с ним играть) опять начинал кидаться , в садике я не могу проконтролировать момент, а педагоги не успевают отслеживать большое количество детей, дома присекаем сразу
В садике за ребенка отвечает воспитатель. именно она устанавливает правила и границы дозволенного. похоже, что ей тяжело и нет авторитета в глазах ребенка. Ваше нравоучение дома бесполезно.
Решать эту ситуацию нужно через воздействие работников садика, или родителей детей, которых ваш обижает. (если конечно, вы на это согласитесь :-)).
И второй момент – ребенок видимо не умеет конструктивно, в приемлемой форме выражать свои негативные эмоции. Возможно, что и дома с этим есть сложности. Обратите внимание именно на этот момент, раз другие способы были перепробованы.
Обычно я запрещаю ребёнку залазить на стол. Сначала залазит на диван потом на стол а на столе уже встаёт. Ребёнку 1 г и 3м. Я по всякому пыталась объяснить ничего не помогает.
Здравствуйте у меня вопрос.Ребенок 1.5года лезет к газовой плите.Слово нельзя не понимает.хотя я стараюсь использовать его как можно реже он его все равно не слышит.
Два брата 3,8 и 1,3. Старший не может не пройти и не задеть младшего по голове (голова-обязательно, другие части тела не трогает), не важно что младший делает, сидит ли сам играет, или лезет в игру старшего. Старший часто стал подходить со словами стучалочка-стучалочка, значит, идет брата по голове постучать кулачком (не сильно, но видно что на брата есть обида). Запрет, объяснения, разговоры- не помогают. Есть совместная игра-борьба на кровати, оба хихикают и довольны-разрешаю под присмотром. Любят догонялки, старший сначала толкался и мешал пройти, теперь обходит, так как сразу прекращала их игру при столкновении и рассказывала правила дорожного движения (он это очень любит). Что делать со “стукалочкой” по голове-не знаю((( особенно не нравится, что младший стал себя бить кулачками по голове, и набрасываться на голову старшему (меня тоже пытается щипать, стучать, но и я, и первее успевает среагировать старший, говорим ему “маму гладить, маму целовать”. Тогда начинает гладить)
Ой, увидела, что у другой Анастасии похожие проблемы с непослушанием:) строгие запреты действуют, а с мелкими сложности…
Людмила, я к счастью про такой подход узнала ещё будучи беременной, так что именно по такой схеме и действовала. “Нельзя” и “опасно” применяли только в действительно опасных ситуациях. Но вот многие вещи из мелких провинностей так и не удаётся исправить:( например, дочка любит разливать воду из стакана, специально. Ну, ладно, думаю, изучает. Но сколько уже можно изучать? Объясняю, что такое поведение неприемлемо, что пить с пола не надо, но это повторяется снова и снова… Она выливает воду на стол, на стул, на пол и пьёт эту лужицу потом.
Спасибо! Учтем с папой!
при этом с опасными вещами – нож, печка, дорога и т.д. слово нельзя работает
для остальных запретов его стараюсь не использовать как вы и советуете, но есть много мелочей, которые хотелось бы чтоб он не делал – припер выше привела, объяснения не помогают, запреты и крики тоже ((
Анастасия, вы же со мной не первый день 6-) Как много я пишу и рассказываю в своих курсах о важности баланса в отношениях, о ведущей роли мамы. Возьмите семинар Мама-главная, изучите, примените. Масса практических идей как правильно ставить границы, реагировать на непослушание.
чаще всего сложно, когда ребенок выливает воду – например на пол в ванне или из кружки-тарелки на стол, говорю – прекрати! а он продолжает и не реагирует. или рассыпает что-то, швыряет вещи, рисует там где нельзя. или игнорирует или вообще хохочет.. сыну 2 года.
Добрый день! до года слово нельзя не использовали. После года стала использовать, редко, но ребенок на него не реагировал. Очень трудно было с плитой, никак не понимал, что нельзя крутить вентили. и по хорошему и по плохому была одна реакция. было пару раз что открывал крантик. это меня очень тревожило, я была почти в панике. пришлось прибегнуть к такому средству. когда ребенок подошел к плите и стал трогать крантик, я сделала вид, что сильно испугалась с возглосом. ребенко сам тоже тут же испугался, я его успокоила и попросила больше не трогать. больше не повторялось. но это крайний метод.