До годика остался всего один месяц. За это время ваш малыш изменился, вырос и очень многому научился. Одиннадцать месяцев – интересный возраст.
С одной стороны, продолжается развитие самостоятельности, малыш все чаще может себя занять, с другой стороны, родителям нужно постоянно следить, как бы маленький шалунишка не наставил себе шишек и синяков.
Важно знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, чтобы уделить повышенное внимание «недоработанным» моментам его развития.
Физическая активность вашего ребенка
Многие малыши в это время радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Обычно кроха проходит от опоры до взрослого, или от мамы до папы. Если первая попытка закончилась падением, малыш может повременить пару недель, прежде чем предпринять следующую.
Если ребенок еще не ходит самостоятельно, не волнуйтесь! В скором времени он освоит и этот навык. Важная информация, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
Физическое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием ранее приобретенных умений. Карапуз продолжает ходить вдоль опоры или с поддержкой взрослого, может перемещаться, толкая впереди себя стул.
Знайте! Водить ребенка за ручки – не нужно! он сам начнет ходить, когда все системы для этого дозреют.
В одиннадцать месяцев можно позволить крошке немного потопать на прогулке. Смена обстановки и ощущений способствует развитию.
Самое время начать учить малыша следовать за вами на прогулке и заложить основы безопасности на детской площадке. Как это сделать, смотрите в интернет-курсе для мам детей от 10 мес до 3 лет Внимание: прогулка!
Психомоторное развитие ребенка в одиннадцать месяцев ведет к улучшению координации движений: малыши реже падают, не так часто стукаются о различные предметы, им становится проще вынуть из коробки определенную игрушку.
Таблица роста и веса*
Рост, см | Вес, кг | |
---|---|---|
Мальчик, 11 мес | 74,5 | 9,4 |
Девочка, 11 мес | 72,8 | 8,7 |
* – Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
- Рост девочек с рождения до 2-х лет.
- Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Вес девочек с рождения до 2-х лет.
- Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
Проверьте соответствие роста и веса вашего ребенка нормам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения):
{{ gender_name }}
- Возраст: {{ date_str }}
- Рост: {{ height_str }} см.
- Вес: {{ weight_str }}
Игры в одиннадцать месяцев
В этом возрасте может проявляться первая разница в развитии мальчиков и девочек. Дети могут предпочитать разные игрушки, играть в разные игры.
Девочки:
- Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек.
- В одиннадцать месяцев ребенок начинает повторять за вами действия с игрушками. Например, может катать коляску, укачивать куклу, кормить с мишку с ложечки;
- Некоторые маленькие модницы уже пытаются натянуть на себя мамину обувь, а если в руки им попадет мамина помада, то они могут показывать на губы.
Мальчики:
- Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
- Любят мячики, каталки, машинки;
- Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
- Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;
Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки: как воспитывать мальчиков и девочек.
Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.
В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.
Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми
В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.
На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.
Не потакайте хитрецу, лучше разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.
Границы дозволенного очень важны для развития гармоничной личности. Важная статья по теме: Как объяснить ребенку что нельзя>>>
Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием, понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.
Детишки быстро забывают свои расстройства и радуют окружающих веселым смехом. Читайте интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>
Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Кризис 1 года: как справиться с годовасиком?>>>
Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:
- не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
- поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
- закрыть углы специальными накладками;
- закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
- убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.
Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.
Смотрите также видеоурок о развитии ребенка в 11 месяцев:
Развитие речи
В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.
В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их ребенок. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и он начнет говорить правильно.
Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:
- Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
- Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
- Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
- Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;
- Комментируйте свои действия, рассказывайте малышу обо всем, что он видит на прогулке и дома;
- Если ребенок что-то у вас просит, не спешите сразу «понять».
Развитие речи недоношенного ребенка в одиннадцать месяцев идет практически так же, как и у рожденных в срок детишек. Малыши активно используют звукосочетания, подражают животным, складывают первые слова.
Резюмируя вышесказанное
Итак, вот перечень того, что должен делать ребенок в возрасте 11 месяцев:
- встает, умеет садиться и сидеть, ходит вдоль опоры либо с поддержкой;
- самостоятельно пьет из чашки, делает первые попытки пользоваться ложкой (Да, это вполне реально! Если ваш ребенок этого еще не умеет – развивайте самостоятельность. Посмотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку >>> );
- повторяя действия родителей, способен запомнить предназначение предметов: знает, что зубной щеткой чистят зубы, а салфеткой вытирают рот;
- умеет брать предметы пальчиками;
- нанизывает колечки пирамидки (не обязательно по порядку), собирает башенку из двух-трех кубиков, перекладывает предметы из одной ёмкости в другую;
- знает названия некоторых животных, может показать их на картинке;
- может принести определенную игрушку, если об этом попросить;
- в основном понимает все обращенные к нему фразы;
- произносит одно-два слова, использует звукоподражания («ав-ав», «пи-пи-пи»).
В одиннадцать месяцев ребенку интересно все вокруг, запечатлеть все, что он умеет делать, вам помогут видео и фото. Каждый день вы вместе совершаете маленькие открытия. Наслаждайтесь временем, которое проводите со своим малышом; вы не успеете оглянуться, как будете праздновать первый «настоящий» День рождения: через месяц вашему непоседе исполнится годик!
Читайте также:
- С какого возраста приучать ребенка к горшку
- Почему ребенок не слушается
- Как развить самостоятельность у ребенка
Подпишитесь и получите запись семинара 5 шагов, без которых не получится вырастить счастливого ребенка.
Введите свой email и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»
Развитие ребенка по месяцам:
Автор: Людмила Шарова
Людмила, а я хочу выразить вам благодарность за ваши бесплатные статьи и видео. У меня, к сожалению, не хватает средств на ваши замечательные курсы, хотя в начале я покупала их и они очень полезные!
С самого рождения делаем всё как вы описывали и вот нам сейчас 10 мес и 2 недели и мы умеем всё о чём вы пишите кроме самостоятельного кормления, хотя попытки есть) я набираю еду в тарелке, а сын сам до рта доносит и кладёт еду в рот. И да, ребёнок на картинке и на улице показывает и кошку и собаку, и знает кто такие птички! И жуки! А ещё что такое машины и автобусы и всё это может показать на картинке в книге например. Бывает на своём тарабахском читаем маме книгу и сам переворачивает страницы важно. Слова говорит «мама», «Папа», «баба», «да», «дай-одай», «Бугом-Бугом» (бегом-бегом), Лала-ки (кличка Собаки Лаки), ав-ав, кх-кхх (киса), кш-кш (кыш-кыш).
Бросает мячик большой поднимая руки вверх над головой, играет в машины именно катает их, играет с каталкой.
Никаких сверхестественных вещей в статьях не пишут, всё что описывается это результат работы с ребёнком в предыдущие месяца по рекомендациям данного сайта.
В общем все статьи рабочие!
Спасибо вам большое! Наш ребёнок благодаря вам всегда на позитиве и очень редко капризничает!
Спасибо!
Хорошо что у вас есть результаты.
Конечно, обучение, непосредственно у носителя материнской культуры всегда лучше, чем чтение статей.
На курсы бывают акции, а стоимость некоторых ниже чем стоимость пачки подгузников и думаю, доступна большинству семей. Можно планировать свое обучение как отдельную статью инвестирования. Ведь благодаря этому вы сможете сэкономить на многих ненужных детских девайсах, при этом обеспечив высокий уровень здоровья и развития ребенка.
? а благодаря рекомендациям по высаживанию и помощи ребёнку в обучении ходить по большому мы сейчас существенно экономим на подгузниках)))
В общем ваш опыт очень стал полезен нашей семье и ещё нескольким семьям уже порекомендовала ваш сайт)
Будем стараться приходить на семинары.
Просто поразительно как описывают ребенка 11 месяцев. Это каким вундеркиндом надо быть чтобы в 11 месяцев одевать кукол, пользоваться косметикой, показывать животных на картинках?? Вы с какой целью даёте такое описание? Чтобы мамочки у которых обычные детки психовали что с их детками что-то не так?
Просто обожаю такие описание в интернете. “Специалисты” у которых уже взрослые дети забывшие что и как пишут примерно как оно было.
Мамочки читайте подобные статьи с осторожностью они крайне ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ!
А вы не психуйте, а развитием ребенка занимайтесь.
Ежедневно занимаюсь развитием ребенка, это моя прямая обязанность. Просто детки все разные и описание этого возраста далеко не подходит к большинству деток, судя по комментариям.
Напишите, пожалуйста, как должен быть написан тот блок, который вам не понравился и мы сможем скорректировать материал для пользы всех читающих мам
Мария, я думаю, если бы вы от рождения ежемесячно выполняли не хитрые занятия с ребёночком по бесплатным даже статьям данного сайта, то результат бы вас поразил) а так если не умеет детка этого сейчас вы её научите этому обязательно позже) уже можете сейчасначинать) Людмила просто пишет факты, как говориться до чего у ребёнка уже дозрел мозг и что он может уже сделать и научиться.
Да бред написан про ложечку и многое другое. Может уже и читать должен в11 месяцев. Ничего подобного не наблюдаю и у своего ребенка. Загнули тут в этой статье.
Если вы не наблюдаете это не значит, что этого нет.
Нашей малышке 11 месяцев, практически все, что описано в статье мы делаем! Во время еды ей непременно нужно что-то класть перед ней чтобы она могла самостоятельно брать пальчиками и класть в рот( печеньки галеты рисовые крошу и кладу) на свет и различные предметы на улице и дома с интересом показывает пальчиком и говорит слово похожее на ‘смотри” с удовольствием рассматривает картинки животных в книжках говорит му и ав ав а так же показывает глазки носик и ротик у нас с мужем и у всех игрушек. Танцует когда слышит музыку шум воды фена и пылесоса, машет ручкой привет и пока и даже пытается это произнести. Ходит у опоры и толкает ходунки и стулья, конечно же лезет во все ящики, складывает пирамидку, говорит мама папа кака дай да! Но я с рождения пою ей песни, читаю короткие стишки комментирую все действия и до 10 мес мы не смотрели мультики а только слушали детские песенки ну и говорим на английском и песни по ТВ у нас толе английские(очень советую Eli kids на Youtube) Языки и музыка благотворно влияют на развитие мозга. Это наш первый ребенок и я не хочу ничего упустить поэтому читаю советы Людмилы для каждого месяца жизни нашей девочки. Нам осталось научиться хорошо спать ночью без кормлений и качаний…По опыту знаю что девочки намного быстрее мальчиков всему обучаются! племянник многое не умел в этом возрасте! всем терпения мамочки
И вообще глядя на своего ребёнка я лишь вижу что ему интересно просто лазить везде в квартире, вытаскивать всё и везде что только может достать, конечно все опаснве предметы прячем, абсолютно всё тянет в рот, это просто ужас!Но окружающая среда его не сильно интересуют в том плане что он не понимает что такое животное, у нас есть кошки, и он воспринимает их как игрушки, т.е дерёт их, тащит за шкуру, бьёт, большего что это живое существо не осознаёт…Не знаю с чем это связано, может быть в 2-3 года будет понимать что животные это живые существа, что такое хорошо и плохо, но на данный момент кроме как лазить везде, всё доставать, совать в рот пока что других интересов у ребёнка не наблюдаю((
Ну так УЧИТЕ понимать, как можно обращаться с животными, а как нет.
курсы какие-нибудь пройдите…а то ощущение, что вы ждете будто ребенок САМ всему научится.
Даааа……..Ну видимо мой ребёнок тоже сильно отсталый ?Слова кроме “мама” никакие не произносит, ещё “бабаб”.Игрушками может поиграть но чаще бегает за тем кто с ним рядом, говорить ему давать какие-то команды так же нет смысла, по-скольку ещё не понимает, любимых игрушек у нас нет и не было, интересуют совершенно не игрушки, а все взрослые вещи.Естесственно названия предметов и животных ещё не знает.Ложкой пользоваться не умеет, сам не ест…Конечно после прочтения этой статьи возникает жуткий вопрос: с моим ребёнком не всё в порядке???Очень тяжело, просто физически, усталость и не хватка времени всё убивает.Слишком много нервов и стрессов из-за нехватки “рук” в прямом смысле, а тут ещё и статьи такие добавляют расстройства?Я как совсем не хочу думать что у меня ребёнок не нормальный, но написанное просто убило……
Специально пошла и перечитала статью…ничего экстроординарного в умениях и навыках ребенка этого возраста не увидела.
если вы с ребенком общаетесь, то уж точно он знает кто такие кошка и собака, на улице может их показать. если вы скажете принеси мне книжку – он что не поймет этого? поймет.
ну с питанием может и можно поразбираться, начинать ложку иногда давать для тренировки…
а так обычные вещи описаны в статье.
И если и есть здесь такие дети которые в 11 месяцев делают и умеют то что описано в этой статье, то поздравляю, значит у моего ребёнка отстала развитие!..?♀️?♀️….Кстати на улице мы гуляем пока ещё в коляске, без коляски не гуляли ещё ни разу…
Нам 10 месяцев. Одеваемся без криков и слез потому что идем смотреть машины :) Уже самостоятельно ходим, пьем из чашки при поддерже взрослого. Пирамиду не собираем, из кубиков – я строю он ломает :). Катаем мяч, играем в ладушки, ку-ку, сорока – ворона. Ужасно любит читать книжки (можем целый час читать), внимательно слушает сказки. Любимые мультики Антошка, рыжий конопатый, два веселых гуся, синий трактор (не все), три кота. Все что делаю, все озвучиваю, много с ребенком разговариваю. Все команды понимает, дай, смотри, встань, сядь, пойдем… Любит очень обниматься и целоваться, от избытка чувств может укусить :)))
Мне понравилась статья. Все четко. Все умеем,хотя 11мес через неделю только и многое начали делать ещё раньше.До показать в книжке ещё не доросли только,но так на бизиборде показывает предметы,когда называешь. Например часы это тик-так и т.д. Ничего экстраординарного не вижу в действиях. Чтоб ребенок это умел,ему просто нужно уделять время и показывать мир.
Здравствуйте! Ну, доче только через две недели будет 11 месяцев, но многое из перечисленного уже умеет. Ложкой пытается загрести еду, конечно же не совсем получается и кухню потом мыть надо, но мы ж не волшебники! :) Говорит “мама”, “папа” , много других слов, даже “чао” при этом машет ручкой. Любимое слово “сися” и хихикает:) Лазить, особенно где нельзя очень нравится. Пирамидку собирает, башни пока из двух кубиков, потом ломает. Ходит только с поддержкой.
Знает многих животных, ну и конечно различает живую кошку или собаку от игрушечной.
Мы много разговариваем и поем и слушаем песенки. Телевизор не смотрим. Все домашние дела делаем вместе.
Одна беда – с улицы домой никак не хотим уходить, только с криками, не поддается ни уговорам, ни чем. Ну и уже начала характер проявлять, капризничает, если что-то не по её сделано.
Ребенку 11 месяцев, она постоянно просится на руки, орет, стоит возле меня, если не беру, бежит за мной, как хвост, если иду на кухню/в ванну/туалет, зачастую бежит с визгом-криком, что я ухожу, не беру ее. Ни в какую не хочет сама играть с игрушками (о каких уж там укачиваниях кукол или строительстве из кубиков можно говорить), со мой играть не хочет, расшвыривает все игрушки, если предлагаю поиграть. Если просто сидеть рядом с ней, смотреть не нее, может поиграть несколько минут, но все время поглядывает, что я делаю, даже телефон в руки взять не могу, не то что встать и уйти, сразу начинает стонать, реветь. Ужас… Это началось после того, как мы пролежали 2 недели в больнице. До больницы сама могла играть сидеть спокойно даже по полчаса, и я ей не нужна была. Как сейчас обратно приучить ее саму играть сидеть, чтобы я могла хоть чем-то заниматься?
Ни в какую не хочет сама кушать, не показывает части тела, “ладушки” только недавно начала сама делать и то не всегда. Хотя занимаюсь с ребенком постоянно и вижу, что она понимает, что я от нее прошу, но как будто специально вредничает. Это нормально вообще?
Видимо еще живы воспоминания о больнице, ребенок в стрессе и ее главная задача сейчас – быть в безопасности, ощущать вас рядом. только так она может расслабиться. Нужно отпустить ситуацию, напитать собой малышку, увидеть в ее поведении не желание вас разозлить, или какие-то проявления избалованности, а глубокий страх и тревогу, что вновь могут прийти врачи и сделать больно.
Чем сильнее будете отталкивать от себя, тем дольше будет в вас цепляться.
Развитие возможно лишь из точки покоя. у нее сейчас этого нет, но она ищет эту опору.
Сдайте себя в аренду ребенку :-) тогда она быстрее восстановится после стресса больничного.
Можно семинар посмотреть Мама, не кричи или Мама-главная, где говорим об эмоциях и о потребностях детей, о маминой надежности.
Да у нас так же было…после больнице ,лежали неделю…домой приехали сам не свой))только мама нужна,только отойду слезы истерика))но это прошло слава богу))на тот момент нам было 7 месяцев)сейчас 11,произносит ням ням,мама,ава))ходит с поддержкой руки)вот жду когда уже сам начнёт)
Моему ребенку 11 месяцев и она не умеет пользоваться ложкой и не говорит слова и не складывается кубики пирамидкой. Не любит одеваться и уж тем более шапки и косметика совсем не интересует и игрушки даже не пытается кормить. Это у меня доча совсем не развита или тут что то загнули описывая умения 11 месячного ребенка…?
То же самое, моему 11 месяцев на следующей неделе. Ничего подобного у него не наблюдаю, кроме физического развития, как написано, и пить может только.
То же самое, только пирамиду складывает из этого списка. Кукол и мягкие игрушки вобще не воспринимает))
Подскажите, ребёнку почти год, на улице зима и без долгих одеваний не обойтись, не выйдешь гулять в чём дома ходишь, как летом. Процесс одевания занимает минут 15 и всё это время ребёнок орёт как будто его режут! Это нормально? У всех так?!!
И сам то оделся заранее, весь употел, и тут ещё дикий истеричный крик на весь дом, а быстрее сделать не можешь. И спокойно же не сидит/не лежит/не стоит, а надо всё правильно одеть, завязать, чтобы не замёрз, чтобы удобно было и т.д. Посадить одетого и в этот момент по-быстрому надеть обувь/куртку/шапку себе вообще хуже пытки!
Уже начинаешь выходить из себя, хотя, понятное дело, это бесполезно, ребёнок ещё годовасик, не поймёт, почему ты “растроен”, и прекращает душераздирающий крик только в подъезде или когда выходим на улицу. В такие моменты хочется “затряхнуть” ребёнка, потому что это кошмар какой-то! При этом и жалко его, весь в слезах умывается, перед выходом на улицу всё лицо вытирать надо.
Возникает только одно желание – не ходить на прогулку. Только в выходные, когда вдвоём можно одеть, это почти в 2 раза быстрее, меньше растройства, меньше слёз, меньше криков, меньше нервов!
PS: отвлекать любимыми песенками и “заговариванием зубов” получается только на начальном этапе (первый слой одежды)
PS-2: вариант, что что-то критично неудобно ребёнку в одежде или обуви, скорее всего, отпадает, т.к. на улице хорошо и долго гуляем…
Здравствуйте! У нас сыну почти 11 месяцев, тоже орал при сборах на прогулку, я с ума сходила, потому что это кошмар, себя одеть, его одеть… в итоге я купила сыну термобелье, одеваю в термобелье, носки из мериноса и открываю окно. Одеваюсь сама, Тим пока играет, потом надеваю на сына флисовый комбинезон, на себя надеваю сапоги – просто с вечера протираю подошву, чтобы в комнату можно было зайти, надеваю ножки в комбинезоне и сразу сапожки. Потом натягиваю весь комбинезон – надеваю шапку, застегиваю комбинезон и ставлю сына возле зеркала в коридоре. Быстро надеваю куртку – рюкзак с необходимым для прогулки – приготовлен заранее – за плечи и вперёд. Бывает что капризничает, но у нас одежда финская- тонкая, дома с ней не жарко – можно потерпеть, на улице тепло. До покупки одежды такой тоже пока его как капусту нарядишь – сама потом изойдёшь – уже и сил небыло, сейчас приноровилась. Конечно вдвоём проще, но наш папа тоже всегда на работе и я одна.
спасибо, и правда помогает! мы теперь шапку одеваем – “шлем”, а не отдельно манишку, а потом шапку на завязках – здесь реветь перестала, меньше манипуляций. рукавицы тоже я одна уже не одеваю – просто поддёву-комбез с откидывающимися рукавицами, и тёплый комбез тоже с цельными рукавицами (на улице всё равно пока ничего не трогает, лопатками не играет, так что можно). а сапоги – отдельная тема рёва – тоже иногда заменяю на уличные носки от комбеза такой же толщины+носки, это даёт надеть, только ножками так не погулять, но всё-равно большую часть на руках или в санках или коляске… при этом теперь заранее включаю на телефоне песенки и мультика “Три кота” – улыбается, можно одевать))) Уффф….
Отлично, я так поняла, что меньше манипуляций с одеваниями – для детей проще. Мы тоже Три кота смотрим и одеваемся потихоньку